Союз
Севастопольских
Соотечественников
России

АКТУАЛЬНО:

01.04.2024
87 лет ЧВВМУ им. П.С.Нахимова


 
 
   
новости
18.03.2024
КРЫМСКАЯ ВЕСНА – 10 лет!!! C Днём воссоединения Крыма с Россией!


 
16.03.2024
Состоялся разговор между Владимиром Путиным и Алексеем Чалым.


 
16.03.2024
Почти половина избирателей Севастополя успешно проголосовали на выборах президента.


 
29.02.2024
ЭТО БЫЛО РОВНО 10 ЛЕТ НАЗАД!


 
19.02.2024
Стихи Владимира Орлова — для детей и взрослых.


 



Материалы с торжественного празднования 80-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Материалы с торжественного празднования 75-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Общественный совет Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова




Фонд "Русский мир"




Международный совет российских соотечественников




Приглашаем в интернет-магазин Moda Milano!


 
 
 
 
   
 
 
 
Балаклавский подземный завод-укрытие стал музеем.



Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте подземного ремонтного завода и укрытия для подводных лодок, а летом 1954 года в Балаклаве появились горнопроходчики. И закипела работа. Начали ее военные строители и отряд проходчиков «Тбилисметростроя». Но уже в 1956 году было создано стройуправление №528. Ему и принадлежит вся без исключения заслуга в строительстве этого объекта. До 1963 года продолжалось сверхсекретное строительство объекта «ГТС 825» в недрах балаклавской горы Таврос. Всуе даже это название никто не произносил. Рабочие не ведали, ради чего они вгрызаются в скалу. Мастера техническую документацию получали только на свою смену работ. ГТС даже расшифровывали как Городская Телефонная станция. На самом деле – Гидротехническое сооружение. Оно имело 602-х метровый канал с глубиной 8 метров и шириной 10 метров, сухой док длинной 102 метра, достаточный для ремонта стоящих тогда на вооружение дизельных субмарин, цех со станочным парком, сварочные и слесарные участки, бытовые помещения. О масштабах этого сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825" мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не только в надводном, но и в подводном положении. И сегодня функционирует понтонный мост у входа в канал. Для проводки лодки понтон продували воздухом. Он всплывал, выходя из зацепления с автодорогой. Мощные шпили с электроприводом отводили понтон с мостом в сторону, а после постановки лодки – ставили на место. С целью конспирации лодки заходили в укрытие и выходили только ночью. Теперь же мост отводят днем для доставки габаритных экспонатов музея.

Севастополец, военный строитель Игорь Гулый вспоминая проходку канала, говорит о неустанном внимании к объекту со стороны высокого начальства. Ему довелось встречать здесь различных военноначальников. Игорь Николаевич строил и подземное топливохранилище для этого комплекса. Технология была разработана уникальная. Два горизонтальных туннеля вели в глубь скалы, где снизу-вверх шла выработка грунта. Железобетонные емкости существуют и сейчас. Для посещения туристами они не годятся и применения им пока никто не придумал.

Пробираясь в 1977 году с поддельным пропуском на автобусе №9 из Севастополя в суперсекретную Балаклаву, автор этих строк услышал реплику пожилой женщины: «Ну вот, еще одна лодка в подплав стала. По всей Балаклаве дымки поднимаются». Смысл ее слов стал понятен позже. Дело в том, что в сухой док вместе с морской водой и подводной лодкой заходило огромное количество рыбы. Воду откачивали насосами. Лодка и рыба оставались. Рыбы было так много, что камбузы кораблей охраны водного района, пограничников и военного судоремонтного завода «Металлист» не успевали ее перерабатывать. Рыбу разрешалось уносить домой и рабочим подземного комплекса. Несли ведрами. По всей Балаклаве разжигались коптильни и коптили кефаль, ставридку, султанку. Вот дымки от этих коптилен и выдавали секретную информацию о докование лодки. При выходе лодки из дока ситуация повторялась. Последний командир спеццеха Александр Туницкий вспоминает, что были случаи, когда рыбу не успевали разобрать по домам, она пропадала и вонь стояла в подземелье ни один день. Местные изобретатели смонтировали на входе в док стальную трубу с дырками и подали сжатый воздух. Барботажная занавеска отпугивала рыбу и лодка входила в гордом одиночестве. Лафа с рыбой закончилась. Даже экипажу ремонтируемой лодки нечем стало полакомиться. Командир цеха сжалился: «Ладно, прикрутите кранчик с воздухом на пару оборотиков. Пусть морячки отъедятся». Компромисс был найден. Из курьезных историй Александр Туницкий поведал о пропаже электрокары. Машина вроде бы и не большая, но не могла она выехать через три линии оцепления и охраняемых ворот. Да из подземелья ее вывести не реально. Искали неделю. Назревал скандал. Водолазов послали канал осмотреть. Вернулись ни с чем. Проболтался морячек срочной службы с подлодки, что в доке стояла. Как-то, пока одна смена рабочих-судоремонтников ушла, а другая еще не заступила, двое пацанов решили гражданку вспомнить. У них в колхозе, откуда они призывались, была такая электрокара. За два год службы навыки подзабылись, вот кара и рухнула в канал и легла на дно под толстый слой ила. Огласки дело об угоне кары тогда не получило.

Вместе с мичманом в отставке Геннадием Клименко автору этих строк довелось не раз побывать в святая-святых комплекса, в хранилище ядерных боеголовок. Когда-то боевые торпеды подводных лодок оснащались в укрытии такими боеголовками. Настоящий патриот Балаклавы, Геннадий верил, что подземелья, в которых он служил, должны стать музеем. Уже на гражданке он каждую неделю приходил в брошенное всеми подземелье, открывал замки, включал электричество, откачивал, скопившуюся в нижних этажах воду. Нам доводилось проворачивать механизмы приводов многотонных железо-свинцово-бетонных дверей штольни. На добровольных началах Геннадий не один год сохранял и обслуживал в одиночку уникальный объект. Его молитвами замки грабители пощадили. К моменту прихода музейных работников штольня сохранилась в высокой степени готовности к эксплуатации. Сейчас в этой части штолен развернута интереснейшая экспозиция. Правда, портрета мичмана Клименко в ней почему-то нет.

«Только на проходку этой штольни длиной в восемьсот метров было затрачено 69 миллионов советских рублей, - говорил в конце прошлого века бывший подводник, председатель Севастопольского "Морского собрания" Владимир Стефановский. - Получается, сейчас они просто зарыты в землю. Когда мы говорим о пенсиях, о зарплате, многие с тоской смотрят туда, на эту дыру в балаклавской горе». После ухода Черноморского флота с этого объекта, подземный завод-укрытие был разграблен добытчиками металлолома. Момент малозатратного создания музея был упущен. Центральный музей вооруженных сил Украины взялся за штольню, когда от нее остался один бетон. Сталкеры даже гвозди из стен повыдирали, не говоря о люках, закрывающих кабельные трассы. Сегодня доступ в подземелье контролируется экскурсоводами и охраной филиала музея. Для безопасности посетителей все колодцы и ямы закрыты, вдоль канала восстановлено ограждение.

Прошло 56 лет с начала строительства объекта. Уже нет того государства и той военной доктрины, которой мог служить объект. Теперь о нем напоминает музейный комплекс, который начал свою работу 1 июня 2003 года. Ежегодно его посещают тысячи экскурсантов. Слава о нем прокатилась по всему миру. И руководство музей не намерено останавливаться на достигнутом. Концепция расширения экспозиции музея основана на освоении ремонтного цеха подземного завода. Когда-то здесь были установлены самые современные по тем времена металлорежущие станки и все оборудование, необходимое для капитального ремонта подводной лодки в доке за 3-4 недели. В конце прошлого века завод был брошен на растерзание воровским шайкам, срезавшим весь металл. Музею достались голые стены и заваленные хламом помещения завода. Сейчас здесь уже чисто, смонтированы тамбуры для экскурсионных групп. Предполагается, что пропускная способность музея составит 400 человек в час. А в очищенном от мусора цехе разместится новая экспозиция. В нее войдут образцы вооружения времен холодной войны, оригинальные документы и макеты подводных лодок, кораблей самолетов. Предстоит еще многое сделать, что бы зал заполнить экспонатами. Но первые шаги уже сделаны.

Владимир Илларионов .

По материаам интернет портала Гостям Севастополя.

 
   
     

Top.Mail.Ru