Союз
Севастопольских
Соотечественников
России

АКТУАЛЬНО:

19.03.2019
Поздравляем с Днём моряка-подводника!


 
15.03.2019
Празднование пятой годовщины воссоединения Крыма с Россией


 
 
   
новости
18.03.2019
Завтра страна отмечает День моряка-подводника.


 
15.03.2019
Концертную сцену в Севастополе развернули по-путински.


 
08.03.2019
С 8 марта!


 
04.03.2019
Чиновники Севастополя определились с межеванием Омеги.


 
02.03.2019
МОСКОВСКИЕ СОБЫТИЯ КРЫМСКОЙ ВЕСНЫ 2014 г. И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧВВМУ ИМ. П.С.НАХИМОВА (2014-2015 гг.)


 



Материалы с торжественного празднования 80-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Материалы с торжественного празднования 75-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Общественный совет Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова




Фонд "Русский мир"




Международный совет российских соотечественников


 
 
 
 
   
 
 
 
Потомки команды «Меркурия»

04.01.2019

Копия легендарного брига будет строиться только в Севастополе.

Наступающий 2019 год подарит нам серию круглых дат: 200-летие закладки в нашем городе «Меркурия», 190-летие подвига его команды во главе с капитан-лейтенантом Александром Казарским у анатолийских берегов и, наконец, 180-летие открытия первого в Севастополе военно-морского памятника. Предложенная императором всероссийским Николаем II надпись на нем из четырех слов пронзительна и неисчерпаема по смыслу: «Казарскому. Потомству в пример».

В течение десятилетий временами противоречивой отечественной истории витала в воздухе идея вернуться к замечательной традиции Российского военного флота. Наконец пришло великолепное время в Санкт-Петербурге снять со стеллажа архивного учреждения чертежи, по которым строили бриг Александра Казарского, и сдуть пыль со старых бумаг.

Об этом позаботился оргкомитет, созданный под председательством адмирала В.П. Комоедова—в настоящее время заместителя председателя законодательного собрания Пермского края, президента ассоциации предприятий морской индустрии «Морколлегия-информ».

В состав возглавляемого адмиралом Владимиром Комоедовым оргкомитета по реализации программы по увековечению памяти подвига брига «Меркурий» вошли 26 человек, в том числе заместители глав ведущих министерств правительства Российской Федерации: обороны, промышленности и торговли, культуры, финансов, экономразвития, транспорта… Некоторых товарищей назовем персонально: это, например, Владимир Меньшов—народный артист России, художественный руководитель кинопроекта «Бриг «Меркурий», Владимир Толстой—советник президента страны по культуре, председатель попечительского совета Фонда кино, депутат Госдумы. Севастополь в оргкомитете представляют Андрей Шишкин—заместитель губернатора региона и Виктор Кот—председатель Севастопольского Морского собрания.

Виктор Павлович был поставлен общественной палатой во главе региональной рабочей группы по воссозданию брига «Меркурий». Выбор этот не случаен. Виктор Кот—обладатель символического ключа от моря, врученного в честь десятилетий, проведенные на просторах водной стихии. Второе высшее образование получено им по профилю кораблестроения. На различных верфях дома и за рубежом им осуществлялись сопровождение и приемка одиннадцати современных крупнотоннажных кораблей.

—Но с деревянным их строительством я не был знаком,—сказал Виктор Павлович.

Чтобы восполнить пробел в профессиональных знаниях и навыках, опытнейший моряк предпринял несколько поездок в Санкт-Петербург, где в пригородном поселке Лахта со сравнительно недавних пор, преодолевая виртуальные подводные рифы, не без успеха трудится сложившийся коллектив верфи исторического судостроения «Полтава». Почему «Полтава»? Название идет от Петра I, от виктории императора и его воинства над полчищами заносчивого Карла XII—короля Швеции. «Полтавой» самодержцем был назван и первый российский 54-пушечный линейный корабль. В настоящее время в поселке Лахта идет его воссоздание один в один. Уже пройден экватор строительства судна.

Лахтинцы поднаторели в своем деле. Их мастерство и знания пользуются спросом. Достаточно сказать, что специалисты «Полтавы» участвовали в восстановлении бушприта и фок-мачты парусника «Надежда», осуществили эскизное проектирование реконструкции исторической шхуны «Запад», зарегистрированной в Архангельске, в родном городе восстановили палубный настил знаменитого крейсера I класса «Аврора». За ними также—достройка, спуск на воду и переоборудование марсельной шхуны «Леди Л.». Славно потрудились питерцы также и в нашем городе, где их руками были отремонтированы мачты, реи и такелаж парусника «Херсонес».

Генеральному директору «Полтавы» Андрею Грошикову свойственны прагматизм и романтика. «Эмоции во время спуска (копии петровского линкора.—Авт.),—признался Андрей Викторович,—от полного восторга, ощущения гордости из-за того, что этот красавец корабль и моими руками сделан,—до опустошения. Это как свершение мечты. Теперь, пять лет спустя, мы знаем, как построить корабль».

Точную копию легендарного «Меркурия» можно заказать и в поселке Лахта. Не вопрос. Но Андрей Грошиков говорит Виктору Павловичу и другим севастопольцам, что верфь исторического судостроения уже стучит в ворота главной базы Черноморского флота. Сначала верфь «Меркурий», затем—бриг ее имени в городе-герое Севастополе!

Площадку под верфь искали и на берегах бухты Камышовой, и по соседству, у бухты Казачьей. Но под нее больше подходит причал филиала МГУ с изумительным видом на Исторический бульвар. По крайней мере, на февраль 2019 года, в день 200-летия закладки «Меркурия», на верфи Севастопольского адмиралтейства планируется установка закладного камня верфи с именем отважного брига.

О каких пунктах «дорожной карты» можно говорить с полной достоверностью? О создании оргкомитета и региональной рабочей группы относительно строительства копии «Меркурия» уже сказано. Относительно этого проекта состоялась беседа адмирала В.П. Комоедова с президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Как известно, командир брига Александр Казарский—уроженец Витебщины. О планах, рожденных в Севастополе, положительно откликнулся в Париже актив Морского собрания в лице Трубецкого, Шаховского, Капниста и других представителей известных русских фамилий. Председатель Севастопольского Морского собрания и рабочей группы В.П. Кот и начальник Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова А.П. Гринкевич подписали соглашение о сотрудничестве в реализации достаточно содержательного проекта «Под Георгиевским флагом «Меркурия». Потомству в пример».

В предпоследнюю субботу истекшего 2018 года я связался по телефону с Андреем Грошиковым. В частности, попросил его рассказать о себе. Для знакомства. Но Андрей Викторович отмахнулся от предложенной темы. Им было заявлено, что Севастополь может и обязан, как и другие ключевые порты России, иметь верфь исторического судостроения.

—Сегодня суббота, нерабочий день,—сказал Андрей Грошиков.—Но сотрудники нашего конструкторского бюро—Олег Коробкин, Александр Митин, Леонид Журавлев, Лидия Плеханова, Андрей Ахметов—пришли на предприятие, чтобы потрудиться над эскизными проектами для Севастополя. С этими документами в руках можно идти дальше. Имея их, можно также поговорить о смете. Кстати, конструкторское бюро верфи «Полтава» сертифицировано Российским морским регистром судоходства. Из пояснительной записки проектантов: «Реконструкция брига «Меркурий» от 2 ноября 2018 года: «Сочетание металлического киля и деревянного корпуса позволит сохранить исторические формы корпуса брига, сохранить и улучшить тактикто-технические характеристики (остойчивость, обитаемость, безопасность), даст возможность разместить в аутентичном корпусе современные системы, повысить эксплуатационные качества корабля». В интервью одному из центральных печатных изданий Виктор Кот сказал: «Уверен, будет поддержка и бизнеса, и простых людей».

На борту корабля будет оформлен музей еще того, давнего «Меркурия» и его команды. Но бриг не будет застаиваться у причала—на нем пройдут практику курсанты, студенты. Сам себе возражаю: чему научатся ребята на судне, построенном в стиле ретро?

—Не совсем ретро. «Начинка»-то ниже палубы—современная. А пусть даже ретро. Ведь во все времена (и даже в наши дни) курсанты-авиаторы первые метры высоты берут на летательных аппаратах едва ли не времен войны. Это, наверное, чтобы ощутили некую связь со своими теперь уже далекими предшественниками.
Мне Андрей Грошиков рассказал по телефону о пьянящих запахах каната, парусины, дерева. Все это самую умную лекцию заменит… Чувство патриотизма вызревает в труде, в суровых испытаниях. Но коль «Меркурий» встанет у причала, то и на его борт поднимутся группы туристов.

Александр КАЛЬКО

Газета «Слава Севастополя»

 
   
     

Rambler's Top100