Союз
Севастопольских
Соотечественников
России

АКТУАЛЬНО:

01.04.2024
87 лет ЧВВМУ им. П.С.Нахимова


 
 
   
новости
18.03.2024
КРЫМСКАЯ ВЕСНА – 10 лет!!! C Днём воссоединения Крыма с Россией!


 
16.03.2024
Состоялся разговор между Владимиром Путиным и Алексеем Чалым.


 
16.03.2024
Почти половина избирателей Севастополя успешно проголосовали на выборах президента.


 
29.02.2024
ЭТО БЫЛО РОВНО 10 ЛЕТ НАЗАД!


 
19.02.2024
Стихи Владимира Орлова — для детей и взрослых.


 



Материалы с торжественного празднования 80-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Материалы с торжественного празднования 75-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Общественный совет Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова




Фонд "Русский мир"




Международный совет российских соотечественников




Приглашаем в интернет-магазин Moda Milano!


 
 
 
 
   
 
 
 
Вячеслав Никонов – о развитии Сибири и Дальнего Востока.

17.05.2012

Исполнительный директор фонда «Русский мир» политолог Вячеслав Никонов принял участие в программе «Полный контакт» на радио «Вести FM», посвящённой вопросу о том, как развивать Сибирь и Дальний Восток и какие задачи будут возложены на госкорпорацию по развитию Сибири и Дальнего Востока.

Владимир Соловьёв: Вячеслав Алексеевич, какие конкретные шаги должно сделать государство, чтобы эти регионы развивались, чтобы они не превратились в гигантские анклавы мигрантов из ближнего зарубежья?

Вячеслав Никонов: Пока что не превращаются в гигантские анклавы. Получается так, что в пограничных районах Китая экономическая динамика гораздо лучше, и стимулов переезжать к нам особых нет.

Что надо сделать? Очень многое надо сделать! Что-то уже делается, например, очень серьёзные проекты сейчас реализуются на Сахалине, и Сахалин превратился действительно в один из самых динамичных регионов Российской Федерации. Там мощные инвестиции, связанные с «Сахалином-1», «Сахалином-2». Причём крупнейшим инвестором всех этих проектов является Япония. Там уже построен крупнейший в мире, наверное, завод по производству сжиженного природного газа. И японскими же танкерами он вывозится в Японию, в Китай и в другие государства Юго-Восточной Азии. Вот такие крупные проекты там действительно нужны, трубопроводные проекты, которые идут с Сахалина на материк, из Западной Сибири в Восточную Сибирь и дальше, на побережье Тихого океана и в Китай. Это очень мощное развитие энергетической инфраструктуры. Затем там могут быть реализованы очень важные проекты, связанные с трансграничной торговлей, с созданием портовых хозяйств, и, конечно, огромный запас возможностей таит в себе Транссибирский транзит. Сейчас ведь у нас транзит по Транссибу очень невелик. И кроме того, на 85% – это транзит в одну сторону, с запада на восток. То есть в обратную сторону, в европейскую часть, в основном гонят порожняк. И это притом, что реальный объем торговли сейчас между странами Восточной Азии и Европы, причём именно в материальном выражении, превышает 65 миллиардов долларов. Это стоимость транзита. Если бы какая-то часть пришла на нашу территорию, это было бы колоссальное развитие.

Владимир Соловьёв: Получается, здесь нет никакой новизны. Зачем создавать отдельную структуру в Российской Федерации, наделять её гигантскими полномочиями, если японцы и так дают деньги на завод по производству сжиженного газа?

Вячеслав Никонов: Если мы сами не будем развивать, то там и не будет наших производств. Если не мы будем инвестировать, а другие страны, то угроза суверенитету будет нарастать. В то же время у нас, естественно, есть возможности, которые, к сожалению, пока не использовались для развития собственных регионов, но вот сейчас начинают использоваться. Меня, например, очень порадовал проект на острове Русский, где сейчас строится Дальневосточный университет – это первый университетский кампус, который построен в России за 30 лет. Это при том, что такие же кампусы в Китае строятся ежегодно в количестве двух-трёх десятков.

Владимир Соловьёв: Но вопрос, кто его строит. Откуда рабочие руки?

Вячеслав Никонов: Там разные рабочие руки, но радует сам по себе факт строительства, потому что в течение многих лет там ничего не строили. Потом, понимаете, на Дальнем Востоке мало населения, а значит, невысокая покупательная способность. Строить, например, автомобильные предприятия японским или корейским компаниям там просто невыгодно, и они этого делать не будут. Они будут строить в нашей стране,  действительно, инвестиции из стран АТР быстро растут – но это инвестиции не в Дальний Восток.

Владимир Соловьёв: Как сделать так, чтобы появилась покупательная способность? Что должно сделать государство?

Вячеслав Никонов: Я думаю, что должен быть совсем другой налоговый режим, чтобы люди не стремились уехать в другие регионы, где есть рабочие места. Для государства здесь главная задача – это создание рабочих мест, создание привлекательной экономической среды и повышение реального жизненного уровня за счет прямых выплат – в том числе социальных и пенсионных. Людей туда нужно привлекать.

Владимир Соловьёв: Мы понимаем, о каких деньгах идёт речь? Сколько нужно платить, чтобы люди там остались? Я задал вопрос слушателям, за какие деньги они готовы переехать в Сибирь и на Дальний Восток. Многие отвечали – 60 тысяч и жильё.

Вячеслав Никонов: Я не знаю, сколько мы готовы дать каждому конкретному специалисту, но в связи с создание вот этой новой корпорации (госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока. – Прим. ред.) более менее понятно, о каких цифрах идёт речь. Поскольку туда пойдут средства из Фонда национального благосостояния, то есть от нефтегазовых доходов, это порядка 22 млрд долларов на ближайшие 10 лет.

Владимир Соловьёв: Это немало.

Вячеслав Никонов: Это действительно очень большие деньги, которые могут сдвинуть проблему с места.

Владимир Соловьёв: Насколько Вы действительно верите в осуществление такого проекта? Не приведёт ли он к существованию эдакой Дальневосточной республики. Не напомнит ли знаменитую Ост-Индскую компанию?

Вячеслав Никонов:  Если мы не будем инвестировать в Дальний Восток, то вероятность потери очень велика. Всё-таки население там сокращается. 6,5 млн человек – это в четыре раза меньше, чем население соседней Северной Кореи. А ещё есть Южная Корея, Япония, Китай, есть страны АСЕАН. Контроль за этой территорией может уйти, причём мы даже можем не заметить как. Альтернативы развитию этого региона нет. То, что Сибирь, Дальний Восток очень важны для нашей страны, нашей экономики и для стратегических позиций Российской Федерации – тоже очевидно.

Поэтому все эти задачи развития Дальнего Востока безальтернативны: либо мы это развиваем, либо теряем.

Это было понятно ещё Столыпину, который провёл мощную переселенческую программу, благодаря чему мы до сих пор можем удерживать этот регион. Это понимало и советское руководство, которое осуществило там целый ряд проектов по развитию городов, созданию новых производств и укреплению обороны региона, что потом сильно помогло нам во Вторую мировую войну. И сейчас это понимание существует.

У нас пока есть стратегическое окно возможностей, прежде всего, потому, что в ближайшее время Китай будет смотреть не на Север, а на Восток – в сторону Соединённых Штатов, Тайваня, Южно-Китайского моря. Давления на Север в ближайшие десятилетия я не ожидаю, и это окно возможностей надо использовать.

При использовании материалов «Вести ФМ»

По материалам интернет портала "Русский мир"

 
   
     

Top.Mail.Ru