|
Воспитание классикой
13.04.2012
В Севастополе существует проект «Русская классическая музыка для детей Севастополя», автор – художественный руководитель Концертного объединения «Классика», заслуженная артистка АРК, лауреат Премии Крыма Наталия Тимошенко.
Проект стал реальностью благодаря частичной поддержке фонда «Русский мир» и вошёл в региональную «Программу развития русской культуры и русского языка», в рамках которой не раз выступала перед учащимися Севастополя и автор этих строк.
Интереснейшими культурными мероприятиями города-героя стали образовательные концерты-лекции для школ и интернатных заведений.
Так, в школе № 17 была представлена концертная программа «Преданья старины глубокой. Русская сказка в музыке», куда вошли «Руслан и Людмила» с её былинным распевом – блистательное, гармоничное, солнечное и воодушевляющее творение Михаила Глинки; «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Кащей бессмертный» Николая Римского-Корсакова с благородством и жизнеутверждающей силой.
Младшие школьники по достоинству оценили роскошь звучания арий героев сказочных опер, тонкую вязь «Полёта шмеля», сочность и хлёсткость «песни и пляски» Бабы-Яги, мощь русского духа «Богатырских ворот» из «Картинок с выставки» Модеста Мусогрского. Яркая музыкальная мозаика вызвала непосредственное и радостное желание маленьких слушателей, заставила их участвовать в концертном процессе – описывать увиденное. Можно было слышать доверительные детские комментарии: какое «синее-синее» море, какая волшебно-прекрасная Царевна Лебедь, и какое красивое пение у Шамаханской царицы, но она коварная и притворная! Такие моменты в концертной деятельности особенно важны и ценны сейчас, когда совершенно очевидно ослабевание связей с родной культурой, ведь классическая музыка, основанная на глубоких национальных традициях, оказывает самое благотворное и даже целительное воздействие на растущие души.
В школе № 18 прозвучала программа «Пушкин и судьбы русской музыки».
Каждому музыкальному произведению предшествовали одухотворённые пояснения Н. Тимошенко, бесконечно влюблённой в дело, которому она беззаветно служит. Настроенные на внимательное и осознанное слушание классической музыки, школьники с глубокими душевными переживаниями воспринимали благородство гармоничной кантилены Михаила Глинки (романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», каватина Людмилы). Учащихся не могли не затронуть задушевность, искренность, теплота и обаяние интонаций оперных мелодий Петра Чайковского. Яркость музыкальных образов, навеянных композитору Гением русской словесности, особенно близка молодым сердцам не только потому, что звучавшие темы изучались на уроках русской литературы, но и потому, что каждый юноша или девушка ищет в этом возрастном периоде свою вторую половину. Очень эмоционально были восприняты старшеклассниками дуэты Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин», Полины и Лизы из «Пиковой дамы». Учащиеся рукоплескали ариям Ленского и Онегина. Блеск звучания Полонеза Петра Чайковского в концертной обработке Ференца Листа, психологическая точность и звуковая мощь Модеста Мусоргского (монолог Бориса из оперы «Борис Годунов») никого не оставили равнодушными. Особенно пристальное внимание и бурную реакцию зала вызвало исполнение Анной Качаловой сцены письма Татьяны. После десятиминутного (!) звучания вокалистку вызывали аплодисментами несколько раз.
Невооружённым взглядом было видно, как тянутся подростки к сцене, на которой, словно переворачиваются страницы чуть подзабытых музыкальных сказок Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова, звучат фрагменты музыкальных спектаклей.
После концерта преподаватели севастопольской школы № 18 отметили большую значимость и необходимость подобных встреч для воспитания подростков и их духовного роста. По словам педагогов, такие программы дают молодёжи возможность соприкоснуться с высокой отечественной музыкальной культурой, которая всегда отличалась не только яркой национальной самобытностью, но и высокой насыщенностью и глубиной идей, а также совершенством их художественного воплощения. И лучший способ привить хороший вкус подрастающему поколению – это предложить живое исполнение и неравнодушный рассказ, разговор-общение с вовлечением старшеклассников в процесс постижения самой жизни и поисков ответов на главные вопросы бытия с помощью подлинного искусства.
Очередным событием проекта – стала поездка солистов в городок – спутник Севастополя – Инкерман. Они привезли в интернатное заведение № 6 программу «Пушкин и судьбы русской музыки». Здесь артисты Концертного объединения «Классика» не первый раз. Дети их ждут и встречают у дверей, у самых ворот, а некоторые и на улице. Приветливость и открытость ребят радует и подкупает – такая искренность бывает только у людей, обделённых жизнью и, поэтому, знающих цену доброте. Спрашивают, как научиться петь, как стать музыкантом, засыпают другими вопросами. И каждый хочет дотронуться до руки или рукава хотя бы одного из желанных гостей.
В начале концерта в зале царит ошеломление большими оперными голосами, но оно быстро проходит, ведь слушатели – уже не новички. Стараются вслушаться, понять. В зале дети с проблемами нервной системы. Для их восприятия программа нелёгкая. Но светлая и чистая музыка находит отклик в детских сердцах, они сопереживают действию на сцене и готовы слушать ещё и ещё. Автор программы идёт на импровизацию и по ходу концерта включает в него и Сцену письма Татьяны, и ответ Онегина. Зал взрывается аплодисментами. Но мало этого, ведущей удаётся поговорить с детьми о подлинной любви, о «верном идеале» Пушкина – Татьяне, о себялюбии и «свирепом эгоизме» Онегина.
Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Мусоргский «оставлены на вырост», в зал же летит нежный и певучий «Жаворонок» М. Глинки – М. Балакирева. А в ответ – распахнутые детские глаза и благодарность сердец, овации, воздушные поцелуи, букеты, букеты, букеты... и вопросы, на которые нельзя дать иных ответов, поэтому звучит ожидаемый:
– Приедем ещё обязательно. Привезём другую, новую и такую же интересную программу.
Так и будет через какое-то время, а сейчас готовая – «Пушкин и судьбы русской музыки» – едет в севастопольскую гимназию № 10. В этих стенах исполнители живой классической музыки ещё не выступали, и первая встреча сопряжена с некоторым оценивающим и недоверчивым вниманием преподавателей, директора учебного заведения. В зале разговор, но и его заставляют стихнуть профессиональное пение и виртуозная игра на музыкальных инструментах. Зал постепенно наполняется удивлением, недоумением, которые быстро перерастают в восхищение, и школьники, вовлеченные в процесс высокого искусства, становятся благодарными и сопереживающими слушателями. На сцене Никита Бондин, почти сверстник ребят из зала, исполняет арию Ленского. Обаяние вокалиста, его возраст и певческое мастерство вызывают доверие. Симпатия к исполнителю сливается, возможно, в первый раз в жизни с состраданием герою. Может, с этого сострадания начнётся дорога к смягчению сердца? Ведь «музыка – средство беседы с людьми» (Модест Мусоргский).
Наталия Тимошенко говорит со сцены с подростками только о самом важном, о том, что вдохновляло русских классиков, и дети начинают постигать вечные ценности.
Снова «Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», «Борис Годунов». И вновь автор и ведущая видит необходимость изменений из-за неготовности зала к восприятию классики, приходится сокращать программу «на ходу», чтобы избежать психологического «ожога» от слишком яркого солнца классики на первом концерте.
Оценка директора Надежды Александровны Петрива: «Если бы мы знали, какой будет уровень! Простите, что без цветов. В следующий раз соберём всю школу, подготовимся, как должно. Это то, чего недостаёт нашим детям». Какая награда лучше таких слов для артиста?
А зал севастопольской украинской гимназии № 8 уже собрал школьников старших и средних классов, чтобы познакомиться с программой «Геркулесовы столбы русской оперной драмы». Звучат произведения Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского–Корсакова, Чайковского, Прокофьева. Наиболее сложные и масштабные замыслы композиторов связаны с историческими судьбами России, думами о месте личности в истории и ответственности народа за ход событий, о героях и антигероях нашего времени и времён далёких. Парадокс новоевропейской культуры и современного человечества – глубочайшее осмысление истории, судеб наций и народов лежит через яркую, живую, мощную плоть музыкальной ткани («Пиковая дама», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Война и мир»).
Заворожённо слушают молодые люди хлёсткую и упоённую собственным безумием музыкальную речь Германа (ариозо «Что наша жизнь?»), и она воспринимается ими, как отрицание всякой морали и нравственности. Разгульно-бесшабашный припляс и угрожающий вихрь засасывающей гулянки беспутного негодяя, но почти «князя на Путивле» Владимира Галицкого – в песне «Грешно таить, я скуки не люблю» звучит современно и узнаваемо: «Я б им княжество управил, я б казны им поубавил, пожил бы я всласть, ведь на то и власть!».
Праздничные и тревожные колокола венчания на царство в «Трезвоне» и «Славе» (соло-фортепиано) рождают в юных сердцах острое и болезненно двойственное чувство ликования и смутного страха. Грех цареубийства, совершённого Борисом Годуновым в драме Пушкина, «попущение» народом цареубийцы на трон, кара Божья на страну смутой и неисчислимыми бедами, неизбывная тоска и горечь – пунктиром через весь Монолог властителя Руси царя Бориса: «Достиг я высшей власти!». Посредством музыки старшеклассники приобщаются к истории, осмысливают самопожертвование Сусанина, спасение Михаила Романова. Согревают юные сердца нежные интонации родных оборотов народных песен в романсе Антониды «Не о том скорблю» и песне Вани «Как мать убили». В глазах слушателей – сопереживание всему, что происходит на сцене: ужас, страх, моление о ниспослании Господом сил на подвиг и твёрдая решимость испить чашу жертвенного страдания до дна (ария «Чуют правду»). Масштаб и высота проблем в опере-литургии «Иван Сусанин», «глубины человеческого я» в психологических драмах Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова, размах и богатырская, эпическая мощь Александра Бородина и Сергея Прокофьева, несокрушимость духа в арии Кутузова «Величавая, в солнечных лучах», – всё это, казалось бы, такое далёкое приближается. Общее становится личным, а личное определяет общее. Грандиозное полотно картины России, её мира, истории и человека в русской оперной драме передано артистами учащимся. И, как итог часового взаимопонимания на фундаменте русской классики – реакция подростков на концерт беспрецедентная! Слушатели не отходят от артистов после окончания концерта, просят автографы у исполнителей (каждый солист подписал по 30-40 листочков).
Выполнена задача-максимум – приобщить детей к классической музыке, к высокому искусству. Однако проект ещё не завершён. Остаётся общегородской Гала-концерт в одном из крупных залов Севастополя в Послепасхальную неделю.
Уже сейчас можно сказать, что программа удалась не только оттого, что звучала живая музыка, не только потому, что исполнялись проверенные временем классические произведения, но и из-за участия в концертах замечательных исполнителей. Это – и сама автор программы Наталия Тимошенко, которая, как всегда, демонстрировала разнообразие своих талантов (соло-фортепиано, аккомпанемент, автор лекции, гибкая ведущая). Это – и прекрасный коллектив дарований, в составе которого лауреат конкурса им. Фёдора Шаляпина Наталья Решетова (колоратурное сопрано), лауреат Всероссийского конкурса Надежда Иванова (меццо-сопрано), заслуженный артист России и АР Крым, лауреат Премии Крыма Владимир Липский (бас-баритон), солист ансамбля ВМС Украины Владимир Кириллов (баритон), заслуженный артист АР Крым Сергей Данченко (соло-скрипка), лауреаты международного конкурса Никита Бондин (тенор) и Анна Качалова (сопрано).
Ольга Иванова, писатель, заслуженный деятель искусств АР Крым,
лауреат Всероссийской литературной премии Н. С. Гумилёва и премии АРК,
Севастополь
Русские на Украине
|
|