Союз
Севастопольских
Соотечественников
России

АКТУАЛЬНО:

01.04.2024
87 лет ЧВВМУ им. П.С.Нахимова


 
 
   
новости
18.03.2024
КРЫМСКАЯ ВЕСНА – 10 лет!!! C Днём воссоединения Крыма с Россией!


 
16.03.2024
Состоялся разговор между Владимиром Путиным и Алексеем Чалым.


 
16.03.2024
Почти половина избирателей Севастополя успешно проголосовали на выборах президента.


 
29.02.2024
ЭТО БЫЛО РОВНО 10 ЛЕТ НАЗАД!


 
19.02.2024
Стихи Владимира Орлова — для детей и взрослых.


 



Материалы с торжественного празднования 80-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Материалы с торжественного празднования 75-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Общественный совет Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова




Фонд "Русский мир"




Международный совет российских соотечественников




Приглашаем в интернет-магазин Moda Milano!


 
 
 
 
   
 
 
 
Визит надежд и добрых ожиданий.

19.03.2012

Сегодня, 19 марта, в Москве в рамках заседания межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) состоится встреча президента Украины В.Ф. Януковича с председателем правительства России В.В. Путиным, недавно избранным на пост президента Российской Федерации.

Политики давно и хорошо знакомы друг с другом, но в качестве президентов своих государств ещё не встречались. В тот почти двухлетний период, когда В.Ф. Янукович при президенте Л.Д. Кучме был премьер-министром Украины (2002-2004 годы) он, конечно же, встречался и имел опыт общения с президентом РФ В.В. Путиным. Тогда отношения между нашими государствами складывались весьма конструктивно, имели выраженную позитивную динамику. Успешно шли переговоры о Едином экономическом пространстве в составе России, Украины, Беларуси, Казахстана. У Кабинета В.Ф. Януковича хватило политической воли, опыта и мудрости заставить обанкротившийся проект нефтепровода Одесса-Броды хоть как-то работать на Украину путём использования его в реверсном режиме. Националистическая оппозиция и тогда занималась откровенным экономическим вредительством, исходя из негласного принципа «лучше поставить государство на грань экономического краха, чем работать в общих проектах с Россией». Однако именно правительство В.Ф. Януковича, руководствуясь национальными интересами Украины, начало налаживать конструктивное партнёрское взаимодействие с Россией. Именно в этот период времени темпы роста ВВП Украины достигли невиданных в центральной и восточной Европе 10% прироста в год, что практически не уступало экономической динамике Китая.

В новом качестве В.В. Путину предстоит встретиться с В.Ф. Януковичем впервые. Повестка дня двусторонних отношений уже сформирована, и на сегодняшний день она насыщена неразрешенными проблемами больше, чем конструктивным партнёрством. Прежде всего, цены на газ для Украины, прописанные в контракте 2009 года, украинское руководство считает сильно завышенными. Они делают неконкурентоспособными все товары, в стоимость которых входит использование природного газа. А это - продукция металлургии и химической промышленности, которые являются основными экспортными товарами крупного украинского капитала и его представителей, стоящих за Партией регионов и находящихся в окружении президента. Позиция украинской стороны сводится к требованию снизить цены на газ Россией до «экономически обоснованного уровня», как считают в Киеве, причём без всяких ответных уступок со стороны Украины.

Тут бы президенту В.Ф. Януковичу проявить политическую волю и возвыситься над эгоистическими интересами известной части украинской бизнес-элиты ради экономических интересов Украины в целом.

Тем более что российская сторона не воспринимает субъективные определения такого уровня цены и предлагает решить вопрос на основе взаимных компромиссов. Украинская власть постепенно склоняется к принятию взаимовыгодных решений, например, в виде согласия отдать какую-то долю газотранспортной системы под контроль Газпрома, но отказывается пустить мирового лидера отрасли на внутренний украинский рынок газа. Именно здесь получаются крупные прибыли и сколачиваются состояния украинского крупного капитала. Но законопроект, снимающий ограничения на распоряжение Кабмином национальной газотранспортной системой, включая её отчуждение, пока не принят из-за действий оппозиции. Она сорвала в Верховной Раде недавние слушания по этому законопроекту.

С образованием Таможенного союза (ТС) отношения Киева и Москвы стали ещё более проблемными, поскольку Россия вынуждена считаться с коллективными решениями в рамках союза. Безусловно, они имеют законный приоритет по сравнению с партнёрами и двусторонними договоренностями за пределами таможенных границ союза. Это касается технических регламентов, нетарифного регулирования внешней торговли и пр. Отсюда и всевозможные «торговые неурядицы» между Украиной и странами ТС.

Россия предлагает решить ценовые вопросы на газ и прочие торгово-экономические проблемы в двусторонних отношениях с Украиной радикальным, а главное, выгодным для украинской стороны, как показывают расчёты НАНУ, путём: вступлением Украины в Таможенный союз. Украинская власть пока настаивает на особых преференциях в отношениях с Россией, собственно таких же, какие имеют её партнёры по ТС. Украина желает, чтобы особые межгосударственные отношения распространялись и на нее, однако без вступления в Таможенный союз, т.е. без взятия на себя ответных обязательств. Для России такой формат уступок неприемлем в принципе. Очевидно, что из-за желаний украинского крупного бизнеса российская сторона категорически не станет разрушать евразийский геополитический проект на 1/6 части суши, который станет одним из мировых центров силы. Так или иначе, но Украине придётся подстраиваться и договариваться с Россией на основе взаимных компромиссов. Это можно прогнозировать более-менее уверенно. А в каком объёме, когда и в какой форме такой компромисс украинско-российский будет выработан – это уже вопрос для обсуждения.

Пространство манёвра для украинской многовекторности стремительно сужается. Действия ЕС в отношении Украины (требование безоговорочно принять «европейские ценности» и правила взаимодействия на общих основаниях) не предполагают каких-либо преференций для украинской стороны, понуждая ее к однозначному выбору.

В последнее время в украинских средствах массовой информации намеренно распространяются данные проведенного опроса на тему возможных вариантов интеграции социологической группой «Рейтинг». Согласно публикуемым данным, 52% украинцев отстаивают идею интеграции в ЕС, а 36% считают, что Украине выгоднее вступить в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, чем подписать Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС.

Есть основания считать, что здесь происходит сознательная манипуляция данными для создания видимости большей поддержки населением сближения Украины с ЕС, чем с ТС. Если приводимые цифры – это все данные по теме, то опрос проведен крайне непрофессионально, и он не показывает реального распределения общественного мнения. Если есть ещё какие-то цифры, то непонятно, почему они не называются. В таком случае имеет место банальная манипуляция с целью выдать желаемое за действительное.

Для получения объективной картины распределения общественного мнения по данной теме следует принять в расчёт информированность населения. В том случае, если по вопросу евразийской интеграции она недостаточна, необходимо ставить дополнительные вопросы. Например, кроме вопроса об отношении к присоединению Украины к ЕС, следует спросить о возможности присоединения Украины к разным существующим вариантам евразийской интеграции, например к союзному государству России и Беларуси.

Все эти факторы учтены в фундаментальном исследовании Института социологии НАНУ, данные которого были обнародованы в июне 2011 года (1). Учитывая, что радикально они измениться за прошедшие месяцы не могли, это исследование более достоверно отражает реальное состояние общественного мнения по проблеме интеграционных предпочтений.

А эти данные таковы: 26% респондентов (больше всего) высказались за преимущественное укрепление восточнославянского блока (Украина, Россия, Белоруссия). На втором месте — группа респондентов, которые считают, что необходимо опираться в первую очередь на собственные ресурсы, укреплять независимость — 20%. Затем идут две группы, имеющие одинаковое количество участников — по 15%. Одни ответили, что надо расширять связи в рамках СНГ, другие заявили, что необходимо устанавливать связи, прежде всего, с развитыми странами Запада. Еще одну группу составляют респонденты, ответившие, что следует расширять связи преимущественно с Россией. Сторонников этой точки зрения насчитывается 13%. И всего 3% опрошенных составляют те, кто предпочитает, чтобы разные регионы Украины избрали свой путь развития.

Таким образом, за евразийский вектор интеграции Украины в той или иной форме высказались 54% опрошенных, за ориентацию на ЕС – 15% и 20% - за опору на собственные силы.

К идее присоединения Украины к союзу России и Белоруссии «скорее позитивно» относятся 59% опрошенных, «скорее негативно» — 21%, не определились с ответом — 20%. Иначе говоря, в целом по Украине большинство населения воспринимает идею скорее позитивно, вместе с тем каждый пятый — скорее негативно.

На вопрос об отношении к вступлению Украины в ЕС «скорее позитивно» ответили 38% опрошенных, то есть меньше половины, скорее негативно — 22%. Обращает на себя внимание то, что наибольшей оказалась группа еще не определившихся — 40%.

В отличие от темы вступления в ЕС, тема вступления Украины в ЕЭП и Таможенный союз замалчивалась практически с 2004 года. Актуализирован вопрос был после избрания президентом В.Ф. Януковича, причём, главным образом, российскими политиками. Тема участия Украины в Таможенном союзе присутствовала в общественном сознании не постоянно, а активизировалась в средствах массовой информации в течение 2010—2011 годов лишь как новостная, да и она затухала.

Поэтому, 50% (!) опрошенных граждан Украины ничего не знают о российском предложении Украине вступить в Таможенный союз (с Россией, Беларусью и Казахстаном). Полностью проинформированными были только 4% респондентов, частично — 38%. И при этом за вступление Украины в ЕЭП, так или иначе («за» или «скорее за»), высказались 51%, «против» или «скорее против» - 19% опрошенных.

Приведенные данные, как видим, не нуждаются в комментариях. Однако при этом остается открытым вопрос о доверии так называемым «социологам» из группы «Рейтинг» и их подсчетам.

И, наконец, последнее. Нет абсолютно никаких оснований даже в метафорическом смысле называть визит президента Украины В.Ф. Януковича в Москву и переговоры с действующим премьер-министром и вновь избранным президентом России В.В. Путиным «разведкой перед боем», как это делают некоторые украинские эксперты.

К тому же нет и не может быть оснований усомниться в искренности украинской стороны утвердить ровные и дружественные отношения с братской Россией. Конечно, у взаимного стремления сторон успешно пройти свою часть пути и достичь желаемых результатов есть немало препятствий. Но при известной политической воле и целеустремленности они вполне преодолимы.

Виктор Пироженко

(1) http://2000.net.ua/2000/forum/mnenie/74197

Источник: Одна Родина

Русские на Украине

 
   
     

Top.Mail.Ru