Союз
Севастопольских
Соотечественников
России

АКТУАЛЬНО:

11.08.2019
Путин в Севастополе на мотоцикле приехал к горе Гасфорта.


 
 
   
новости
06.08.2019
Команда Овсянникова продолжает редеть в правительстве Севастополя.


 
01.08.2019
Штаб Черноморского флота возглавил бывший командир «Москвы» и экс-начальник ЧВВМУ


 
28.07.2019
В День ВМФ в Севастополе показали боевые возможности новых кораблей


 
28.07.2019
Союз офицеров-выпускников ЧВВМУ поздравляет с Днём Военно-Морского Флота Российской Федерации!


 
20.07.2019
Отказать в регистрации пяти непарламентским партиям для участия в выборах ЗС Севастополя.


 



Материалы с торжественного празднования 80-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Материалы с торжественного празднования 75-летия ЧВВМУ им. П.С. Нахимова.




Общественный совет Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова




Фонд "Русский мир"




Международный совет российских соотечественников


 
 
 
 
   
 
 
 
Продолжение. И. Касатонов "Севастополь – испытание войной".



С мая воинские грузы доставляли не только надводными кораблями, но и подводными лодками и транспортной авиацией. Авиационный полк "Дугласов" до 1 июля включительно, совершив 117 вылетов, доставил в Севастополь 1855 тонн боеприпасов и вывез 1471 раненого и 336 человек гражданского населения. Приказом командующего флотом от 29 апреля 1942 г. для перевозки грузов в Севастополь из состава 1-й бригады были выделены большие подводные лодки Д-4, Д-5, Л-4, Л-5 и Л-23. Этим же приказом для организации перевозок были назначены техническая и хозяйственная комиссии. Техническую возглавил командир 1-й бригады подводных лодок контр-адмирал П. И. Болтунов, а хозяйственную — капитан 1 ранга Г. Н. Холостяков. Техническая комиссия занималась подготовкой подводных лодок к приемке грузов, а хозяйственная — установлением их номенклатуры, габаритов, тары, веса каждого места, складированием и погрузочно-разгрузочными работами. Выделенные для этих целей подводные лодки были возвращены в базы для подготовки к выполнению транспортных задач. Для увеличения грузоподъемности подводных лодок с них сняли все лишние грузы. Для самообороны оставили всего по две торпеды и половину артиллерийского боезапаса. Топлива и пресной воды оставили только на один переход в Севастополь и обратно. 7 мая подводные лодки Д-4 и Л-4 первыми вышли из Новороссийска в Севастополь, а на следующий день они доставили в осажденный город 114 тонн продовольствия. Однако вскоре выяснилось, что выделенных подводных лодок было явно недостаточно для снабжения войск Севастопольского оборонительного района, где ежесуточно расход только одних боеприпасов составлял 580—600 тонн. К концу мая для снабжения Севастополя были привлечены подводные лодки типа "С", а с середины июня — типа "Щ" и "М". Всего же в перевозке грузов были задействованы 24 подводные лодки. В течение мая подводные лодки перевозили оружие, снаряды, мины, авиабомбы, патроны, а также продовольствие, а с начала июня бензин. С 18 июня одной из важнейших задач стала эвакуация раненых и гражданского населения. Следует отметить, что перевозка грузов в Севастополь происходила в условиях сильнейшего противодействия противника, которое было особенно сильным на подходах к порту. Как правило, подводные лодки совершали переход в надводном положении, погружаясь лишь при обнаружении противника. Некоторым из них, уклоняясь от противника, приходилось погружаться до 20 раз. Изо дня в день противодействие противника нарастало. Только с 1 по 4 июля на пять подводных лодок 1-й бригады противолодочными силами противника было сброшено около 4 тыс. глубинных бомб, причем фиксировались только близкие разрывы. Во время бомбардировок порта подводные лодки вынуждены были ложиться на грунт прямо у причалов. Разгружались в основном ночью. В среднем каждая подводная лодка за один рейс перевозила от 30 до 85 тонн грузов, а всего в осажденный Севастополь на них было доставлено 2323 тонны боеприпасов и 1038 тонн продовольствия. Особое место в транспортной деятельности подводных лодок с июня занимала доставка бензина, в котором очень нуждалась авиация и различные виды наземного транспорта. Бензин загружали в Туапсе. Трудность и опасность перевозки бензина на подводных лодках заключалась в том, что из-за большой концентрации паров бензина в отсеках в любой момент могли произойти взрывы, а утечка бензина создавала на поверхности моря масляные пятна и демаскировала лодку. 22 июня подводная лодка М-32 под командованием капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина доставила в Севастополь боеприпасы и бензин. Выгрузка прошла благополучно, но уйти затемно лодка не успела. Пришлось лечь на грунт на глубине 36 метров. От паров бензина все, кроме главного старшины Н. К. Пустовойтенко, потеряли сознание. Тогда он продул балласт и лодка всплыла под рубку. Вскоре и сам Пустовойтенко потерял сознание. Придя в себя около полуночи, он открыл рубочный люк, поднял на мостик командира, включил корабельную вентиляцию и продул главный балласт. Подводная лодка всплыла. Затем ее сдрейфовало на мель. Вскоре в сознание пришли командир и несколько членов экипажа. Лодка смогла дать ход. За этот поход главного старшину Пустовойтенко наградили орденом Красного Знамени. Со второй половины июня 1942 г. на подводные лодки легла вся тяжесть эвакуации из Севастополя раненых и гражданского населения. В некоторых случаях за один рейс на лодках вывозили до 120 человек. В первую очередь эвакуировали раненых, больных, детей и женщин. В последние дни обороны города на подводных лодках 1-й бригады была произведена эвакуация высшего командного состава Севастопольского оборонительного района. За весь период обороны Севастополя, доставляя его защитникам воинские грузы, подводные лодки совершили 81 поход. При этом грузы были доставлены в 69 случаях, а в 12 случаях из-за сильного противодействия противника подводные лодки до места назначения не дошли. Потери составили две подводные лодки. При решении этой сложной и несвойственной для подводных лодок задачи отличились экипажи лодок под командованием капитанов 3 ранга С. К. Павленко, Е. П. Полякова, А. С. Жданова, П. Д. Сухомлинова. 29 и 30 июня вражеская авиация совершила свыше 3000 самолето-вылетов, сбросила на город до 15 тыс. бомб, артиллерия обрушила около 8000 снарядов, до 14000 мин. Фашистское командование бросило в бой все силы и средства. Резервы защитников города таяли, кончались снаряды, патроны, гранаты. 30 июня завязались бои на Корабельной стороне. Упорно отбивали атаки врага защитники на Малаховом кургане, Лабораторном шоссе, Историческом бульваре, у хуторов Коммуна, Бермана. Ночью, когда кончились боеприпасы, остатки войск СОР стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Здесь бои продолжались еще до 4 июля, а в отдельных местах - до 12 июля. Исчерпав все возможности для дальнейшей обороны, в ночь на 1 июля с разрешения Ставки Верховного Главного командования на самолете Севастополь покинул командующий оборонительным районом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский со своим штабом. Руководить боевыми действиями был оставлен генерал-майор П. Г. Новиков. Попытки вывезти хотя бы часть войск были безуспешными. Из 43 катеров, мотоботов и буксиров до кавказского побережья дошло всего 17. В ночь на 2 июля несколько десятков человек удалось вывезти на двух тральщиках и шести катерах. Слишком запоздалой и плохо организованной была эвакуация защитников Севастополя. В плену оказалось более 90 тыс. человек, в том числе генерал-майор П. Г. Новиков. Это была большая трагедия и все же защитники Севастополя до конца выполнили свой долг и ценой своих жизней заплатили за будущую победу. 4 июля 1942 г. газета "Правда" и Совинформбюро сообщили, что советские войска оставили Севастополь. В сообщении Совинформбюро говорилось: "Военное и политическое значение Севастопольской обороны в Отечественной войне советского народа огромно. Сковывая большое количество немецко-румынских войск, защитники города спутали и расстроили планы немецкого командования. Железная стойкость севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое "весеннее наступление" немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные потери людьми." За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. Газета "Правда" писала: "Подвиг севастопольцев, их беззаветное мужество, самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава". В ознаменование подвига защитников города 22 декабря 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За оборону Севастополя", которой награждено свыше 50 тыс. участников обороны. Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях 3 тыс. женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле - более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1500 жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на 5-м км Балаклавского шоссе. За время оккупации города фашисты расстреляли, сожгли, утопили в море, насильно угнали в Германию десятки тысяч севастопольцев. Несмотря на жесточайший оккупационный режим, севастопольцы не прекратили борьбу с фашистами. В Севастополе начали создаваться и действовать подпольные патриотические организации во главе с коммунистами В.Д.Ревякиным, П.Д.Сильниковым, Н.И.Терещенко. Советское правительство по достоинству оценило мужество и подвиги севастопольских подпольщиков: руководителю севастопольского подполья ВД.Ревякину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, орденами Ленина, Отечественной войны, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги" награждены 59 участников подполья. Освобождение Севастополя от немецко – фашистских захватчиков было спланировано осуществить в ходе начатой 8 апреля 1944 г. 4-м Украинским фронтом Крымской операции. 11 апреля в наступление перешли и войска Отдельной Приморской армии. Через десять суток войска противника были прижаты к юго-западной части Крымского полуострова. Учитывая важность Крыма, Гитлер требовал от своих генералов удерживать этот стратегический плацдарм любой ценой. Тот, кто господствует в Крыму, господствует и на Черном море, — любили повторять немецкие генералы. Но в войсках командиры всех звеньев отдавали себе отчет в том, что дни 17-й армии сочтены. Выполняя приказ фюрера, командующий армией одновременно готовился и к обороне Севастополя и к эвакуации. Еще до наступления советских войск из Крыма были вывезены материальные ценности и гражданское население. Генерал Енеке неоднократно обращался к Гитлеру с просьбой разрешить эвакуацию войск, но всякий раз получал решительное — нет. Утром 5 мая начался штурм Севастополя, а к исходу 8 мая бои шли уже на окраинах города. В 19 часов 9 мая 1944 г. Севастополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. За время Крымской операции морские коммуникации противника были серьезно нарушены, однако прервать их полностью, как требовала Ставка, из-за ограниченного количества выделенных сил, слабости разведки в ночное время, перебоев в материально-техническом обеспечении, а также из-за просчетов оперативного характера не удалось. Но флот нанес противнику ощутимый урон, в том числе и в живой силе, что особенно сказалось на характере последующих операций наших сухопутных войск. Только с 3 по 13 мая на переходе морем противник потерял 37 тыс. немецких и 5 тыс. румынских солдат и офицеров. В ночь на 11 мая вместо предполагаемой эвакуации войск удалось вывезти только командование и штаб 17-й армии. Всего же на переходе морем за весь период операции по самым скромным подсчетам противник потерял около 70 тыс. человек, в то время как в ходе самой операции на суше потери составили около 20 тыс. убитыми, а 24 тыс. попали в плен. При этом безвозвратные потери 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии составили 17754 человека, а Черноморского флота — всего 226 человек. Хотя за период с 12 апреля по 8 мая немцам и удалось эвакуировать около 90 тыс. человек, в том числе 73 тыс. военнослужащих, следственные органы и командование вермахта вплоть до ноября 1944 г. занимались расследованием причин неудачи крымской эвакуации. Более 250 дней и ночей отборная 11 армия рейха не могла сломить сопротивление защитников Севастополя, а советские войска сломили сопротивление гитлеровских войск за четыре дня. Тяжелое военное лихолетье, нечеловеческие испытания войны достались защитникам Севастополя, морякам Черноморского флота, воинам доблестной Приморской армии, всем жителям города – героя. Как сейчас важно, чтобы об их подвигах знало молодое поколение, знало какую цену заплатили наши отцы и деды за нашу свободу и счастливую жизнь. Адмирал И.В. Касатонов

 
   
     

Rambler's Top100